Топ-3 программы 1С для e-commerce
Рассказали, какие возможности открывает электронная торговля для бизнеса и какие решения 1С подойдут для e-commerce.

Что можно продавать онлайн
E-commerce или электронная торговля объединяет все онлайн-площадки и сервисы, где покупка или оплата товаров и услуг происходят через интернет. В первую очередь это интернет-магазины и маркетплейсы.
E-commerce помогает малому и среднему бизнесу стартовать: ведь выйти на маркетплейсы проще, чем открыть собственный офлайн-магазин. Предприниматели экономят на аренде, логистике и персонале, но в то же время могут продавать товары по всей стране. Крупные бренды используют возможности онлайн-площадок, чтобы расширить каналы и географию продаж и выйти на международный рынок.
Виды электронной коммерции
E-commerce обычно включает два критерия.
1. Что продают:
- Цифровые товары: подписки на музыку, фильмы, онлайн-курсы.
- Физические товары: техника, мебель, одежда, канцтовары.
- Услуги: ремонт, доставка, репетиторство.
2. Кому продают:
- B2B (Business to Business) — бизнес для бизнеса. Это значит, что компания предлагает свои товары и услуги другой компании. Например, производитель одноразовой посуды поставляет свои товары в кофейню.
- B2C (Business to Consumer) — бизнес для потребителя, когда компания напрямую продает товар клиенту. Например, онлайн-курсы на образовательных платформах.
Разнообразие моделей делает e-commerce универсальным инструментом для любой ниши, а продавать в интернете могут и крупные корпорации, и частные лица.
Когда нужна автоматизация в e-commerce
Эффективность работы на маркетплейсах напрямую влияет на прибыль. Перечислили 5 ситуаций, которые критичны для селлеров и требуют внедрения изменений в подходах к работе, а также автоматизации операций.
- Ручной перенос карточек между маркетплейсами. Расширение ассортимента и продаж часто сопровождается наймом новых сотрудников для обработки карточек товаров. Это приводит к дублированию информации, потере времени при выполнении рутинных операций и ошибкам.
- Долгая массовая выгрузка товаров. Публикация сотен и тысяч товаров вручную — это крайне трудоемкая задача, которая отнимает и время, и ресурсы сотрудников.
- Ошибки при обработке заказов. Если селлер работает сразу на нескольких площадках, заказов становится больше. Риск совершить ошибку возрастает в разы.
- Ручное управление ценами. Высокий уровень конкуренции в онлайн-сфере требует оперативного обновления цен, проведения акций, использования промокодов и скидок. Оперативно реагировать на все ситуации без автоматизированного ПО очень сложно и ресурсозатратно.
- Постоянный контроль заказов. Ручная проверка статусов заказов и отгрузок требует постоянного присутствия сотрудников в личных кабинетах.
Когда пора переходить с Excel на систему управления данными
Если селлеры только начинают работать на маркетплейсах, и количество товаров небольшое, Excel может стать настоящим спасением. Однако по мере роста и развития бизнеса функций и возможностей одной таблицы уже недостаточно.
Рассмотрим основные проблемы, которые сигнализируют о том, что бизнес не справляется без автоматизации:
- Нет полной картины. Остатки, счета, обязательства, платежи сложно отслеживать в файле Excel и работать вручную.
- Неудобно управлять ассортиментом. Постоянно появляются дубли, ошибки в классификации, а работать нужно с большим объемом данных.
- Складской учет усложняется. Селлер использует несколько складов, возникают ошибки в списаниях и поступлениях товаров.
- Необходимо маркировать товары в системе «Честный знак». Excel в этом не лучший помощник: чтобы передать данные для маркировки нужно настраивать сложные скрипты или вручную собирать множество параметров.
- Рутинные операции занимают много времени. Когда счета, накладные, акты, аналитика – все обрабатывается вручную, нет времени на развитие компании.
Процессы в 1С стандартизированы, что позволяет масштабировать бизнес, тестировать и внедрять лучшие практики.
Как 1С использовать в e-commerce
Платформа 1С поддерживает законодательные обновления, интеграцию с маркетплейсами, PIM-системой, бухгалтерский и налоговый учет, работу с маркировкой, формирование всех нужных отчетов. Все эти функции необходимы для работы с онлайн-площадками.
1С упрощает работу пользователю:
- автоматизирует рутинные задачи;
- формирует единую базу данных;
- помогает управлять остатками, заказами и ценами;
- синхронизирует управление контентом товаров и передачу их на маркетплейсы и онлайн-площадки ритейлеров, при интеграции с PIM-системой;
- поддерживает возможность масштабирования и доработки конфигураций под задачи пользователя.
1С подходит как начинающим предпринимателям, так и крупным компаниям с несколькими складами и сложной логистикой.
Как автоматизировать продажи в e-commerce с помощью 1С:Розница и 1С:УНФ
Для автоматизации работы на маркетплейсах стоит обратить внимание на эти программы:
- «1С:Розница». Решение для магазинов и розничных сетей. Включает продажи, склад, аналитику, управление персоналом и товарный учет.
- «1С:Управление нашей фирмой» (1С:УНФ). Программный продукт для малого бизнеса. Подходит для сфер: торговля, услуги, производство, CRM, закупки, финансы.
Для работы с маркетплейсами в программах «1С:Розница» и «1С:Управление нашей фирмой» есть удобное рабочее место. С помощью решений 1С пользователь:
- передает товар на комиссию;
- выполняет переоценку, возвраты, списание;
- формирует отчеты комиссионера.
Отчеты маркетплейсов загружаются автоматически, данные корректируются при необходимости. Аналитика показывает продажи, расходы и рентабельность по площадкам и группам товаров.
Для начала работы необходимо передать товары маркетплейсу с помощью документа «Расходная накладная», вид операции «Передача на комиссию».

Далее пользователь может провести переоценку товара, оформить списание или возврат товаров, полученных с маркетплейсов. Все эти функции доступны в программах 1С.
В конце периода маркетплейс формирует для продавца отчет о продажах. Этот отчет загружается в документ программы «Отчет комиссионера». Поля в документе заполняются автоматически, но при необходимости их можно скорректировать вручную.

Отчет о продажах позволяет оценить результаты работы на каждом маркетплейсе. Управленческие отчеты показывают полную картину по продажам, расходам и рентабельности по каждой онлайн-площадке или по группам товаров. У каждого маркетплейса свои преимущества для работы онлайн. Вы можете начать с любой площадки, постепенно добавляя остальные, или подключить сразу три самых популярных площадки.

1С:Управление торговлей
1С:Управление торговлей (1С:УТ) подходит для бизнеса любого масштаба: от небольших компаний до дистрибьюторов и сетей. Перечислим некоторые возможности системы:
- учет всех видов торговли: розница, опт, комиссионная, по заказу;
- учет товаров на нескольких складах;
- гибкая система ценообразования и акций;
- аналитика по каждому маркетплейсу;
- управление закупками, продажами, складом и ценообразованием.
Кому подойдет 1С:Управление торговлей
- Компаниям с несколькими складами, где необходимо торговое оборудование, например, сканеры, ТСД, принтеры и др.
- Ретейлерам и дистрибьюторам, работающим через собственные площадки и сторонние платформы;
- Компаниям, которые ведут бизнес по нескольким направлениям, например, опт, розница, e-commerce, и по каждому из них – учет.
Возможности 1С:УТ при работе с маркетплейсами
Возможности «1С:Управление торговлей» более широкие, чем в решениях «1С:Розница» и 1С:УНФ, то есть это ПО подойдет большему количеству компаний. Кроме того, если вы работаете с несколькими маркетплейсами одновременно, использование «1С:Управление торговлей» поможет упростить и оптимизировать процессы, поскольку в программе есть такие функции:
- Ведение справочников и ввод первичных документов. Пользователь может вести управленческий учет по компании в целом, для холдингов предусмотрено оформление документов от имени нескольких организаций, входящих в группу компаний.
- Учет товаров на нескольких складах одновременно. Пользователь может автоматически формировать заявки на пополнение и организовывать перемещение товаров между складами.
- Гибкое управление ценами на товары. Например, проводить акции и специальные предложения. Это особенно удобно, если компания работает с разными маркетплейсами, где действуют разные правила ценообразования.
- Отчеты для анализа продаж. А также товаров и прибыли. Пользователи формируют детальные отчеты по каждой онлайн-площадке.

Какую программу выбрать
При выборе программы определите цели автоматизации и задачи, которые вам нужно решить. Чтобы не ошибиться, рекомендуем проконсультироваться с поставщиком продуктов 1С, арендовать 3-4 подходящие конфигурации и протестировать их в деле.
Например, все решения из списка выше доступны в 42Clouds. Вы можете выбрать любые из них, а также активировать дополнительные сервисы из Маркет42, которые упрощают работу на маркетплейсах. По любым программным продуктам доступен бесплатный период на 7 дней, чтобы вы могли оценить возможности программ и понять, какие решения подходят вашему бизнесу.