Ecommerce – итоги 2022 года, тренды 2023

26 января, 2023
6 мин читать

Итоги 2022 года, тренды 2023

Прошедший год был испытанием на прочность, пожалуй, для всех сфер бизнеса. Изменения были тектоническими. Часть игроков, лидеров рынка, ушла совсем, кто-то заморозил развитие на неопределенный срок, часть начала активно адаптироваться к изменениям, выпуская новые торговые марки. Стремительно меняющиеся условия требовали быстрой адаптации, как следствие нужны были новые инструменты, либо пересмотр текущих.

Итак, чем нам запомнился 2022 год.

Новая упаковка

Уход иностранных компаний с рынка повлек за собой изменения в ассортименте. Смена названия и дизайна упаковки — процесс непростой и требующий длительных согласований. Разные отделы могут вносить правки многократно. Еще сложнее, когда сотрудники, отвечающие за согласования, находятся в разных городах. Как итог — вырос спрос на софт, помогающий упростить процесс согласования нового дизайна.

Тем не менее и эта задача оказалась не простой. ПО от иностранных разработчиков также оказалось недоступно. Здесь компаниям пришлось решать сразу две проблемы: искать альтернативы зарубежным решениям и внедрять новое ПО для оптимизации процессов.

Аналитика данных.

Казалось бы –  как аналитика может быть трендом, ведь об этом говорят уже давно. Тем не менее те процессы, которые раньше контролировались по остаточному принципу теперь стали гораздо важнее. Детальная аналитика позволила выявить слабые места и укрепить позиции. Любые колебания в метриках пристально изучаются, вносятся корректировки. Еженедельный мониторинг стал ежедневным.

Аналитика на основе местоположения.

Отдельно отметим рост интереса к аналитике дарксторов. Производители стали уделять больше внимания тому, как продаются товары через сервисы быстрой доставки (в пределах часа). Особенно сильно рос интерес к аналитике от производителей снеков, так как зона импульсивных покупок появилась и в онлайне. Продажи снеков через службы быстрой доставки начали расти еще во время локдаунов. По нашим данным до 30% продаж товаров из прикассовой зоны приходятся на экспресс-доставки.

Мониторинг СТМ

В прошлом году активно росла доля собственных торговых марок, и этот тренд продолжится, согласно исследованию Nielsen. Интерес к тому как продаются СТМ стал выражен не только со стороны владельцев этих марок, но и конкурентов. Мы отметили рост потребности со стороны производителей на мониторинг продаж товаров ритейлеров под собственным брендом. Такая необходимость возникла из-за растущей конкуренции не только с привычными игроками, но и с сетями. Производителям стало важно понимать какую долю занимают СТМ в общей структуре продаж категории.

Работа с контентом.

Необходимость SEO продвижения теперь относится не только к сайтам, но и карточкам товаров. Работа с контентом становится залогом качественного продвижения и роста продаж.

Раньше компании уделяли больше внимания первому изображению в карточке товара. В 2022 ситуация изменилась, теперь работа ведется со всеми изображениями, так как это влияет на показатели SEO продвижения. Чтобы процесс шел быстрее — появился запрос на инструменты для мониторинга изображений. Ранее упомянутый ребрендинг только усилил необходимость в проверке и замене устаревших изображений.

Еще один тренд в визуальном контенте – это унификация, стандартизация и выстраивание единого образа бренда. Разрозненные изображения не позволяют выстроить идентичность и отстроиться от конкурентов. Процесс построения единого стиля для маркетплейсов – можно расценивать как процесс взросления рынка.

KPI для e-commerce

За прошедший год растущим трендом стала необходимость цифровизации показателей каналов, где продаются товары компании. Выстраивание KPI для каждого канала и категории – то, чем активно занимались e-com менеджеры в прошлом году.

Внимательное изучение данных по категориям, ежедневный мониторинг позволяют повышать продажи.

Распространение PIM систем.

Использование PIM систем и аналитики больше не прерогатива крупных компаний. Прошлый год показал необходимость быстрого внедрения изменений и анализа ситуации, в связи с этим все больше среднего бизнеса с небольшим количеством SKU заинтересовались внедрением PIM систем и аналитики. PIM системы существенно сокращают срок выхода на цифровую полку без потери качества, благодаря этому бизнес экономит деньги на контент менеджерах.

Для небольших брендов при выходе на рынок критично важно отслеживание отзывов и быстрая реакция на негатив. Такие решения как модуль аналитики ECI от Brandquad позволяют комплексно следить за ситуацией. Рост интереса к оптимизации процессов также свидетельствует о взрослении сферы электронной торговли и упорядочении процессов.

Такими были наши итоги 2022. Попробуем сделать предсказания – что нас ждет в 2023. 

  1. Выход на рынок новых брендов, наименований, рост популярности азиатских производителей. Постепенное вымывание и нестабильные поставки европейских брендов  – все это приведет на рынок новые имена. В связи с этим может измениться конкуренция и позиционирование. Привычные конкуренты сменятся новыми, которые могут не поскупиться на захват рынка, демпинговать и устраивать различные акции. Компаниями нужно будет держать руку на пульсе и мониторить все активности еще пристальнее.
  2. Персонализация. Торговые площадки все больше будут внедрять механизмы персонализации: показ товаров, которые могут заинтересовать, скидки и акции в зависимости от покупательского поведения.
  3. Значимость собственного сайта снизится. Привычка аудитории покупать на маркетплейсах может снизить необходимость компании вкладываться в собственный сайт. Зато вырастут расходы на SEO-продвижение на площадках, усилится рекламное давление. Вероятно, маркетплейсы будут тестировать новые форматы продвижения внутри приложений и веб-версий.
  4. Content is the King – довольно старая поговорка в маркетинговых кругах становится вновь актуальной. Необходимость консолидации всех цифровых активов, их учет и унификация позволят быть впереди конкурентов.
  5. Переход на российское ПО. Стремясь минимизировать риски, компании все больше будут внедрять решения российских производителей. Усилится конкуренция за пользователя среди производителей ПО, могут появиться новые игроки в нишах с низким порогом входа.
  6. Появление нишевых маркетплейсов. Доля онлайн продаж продолжит расти, использование площадок-гигантов может стать слишком обременительным. Как следствие, могут появиться отраслевые маркетплейсы. Для запчастей, для садоводов и т.д. Возможно даже превращение крупных отраслевых сайтов в торговые площадки.

В целом ситуация на рынке продолжает оставаться неопределенной, и часто, предпринимателям приходится изобретать процессы заново. Тем не менее потребность в скорости работы с данными и аналитике остается неизменной. Brandquad стремится сделать ведение бизнеса более предсказуемым и прозрачным. Если у вас есть необходимость в выстраивании e-commerce процессов, забронируйте демо с нашим экспертом, мы расскажем как PIM и аналитическая система помогает в росте продаж.

 

Связаться с нами
Напишите нам, наша команда ответит на ваши вопросы

    Хочу получать приглашения на мероприятия и другую полезную для работы информацию от Brandquad